ГРУППА КОМПАНИЙ «НефтеГазТоп»
Language:
 ГЛАВНАЯ
 О КОМПАНИИ
 ЗАКАЗЧИКИ
 ПАРТНЕРЫ
 УСЛУГИ
 КОНФЕРЕНЦИЯ
 ТЕХНОЛОГИИ
 ОБОРУДОВАНИЕ
 СТАТЬИ
 ЛИТЕРАТУРА
 СРО
 КОНТАКТЫ




Новые эффективные технологии транспорта и хранения нефтепродуктов
Рачевский Б.С. - генеральный директор ЗАО "Нефтегазтоп"

В последнее десятилетие производство и потребление нефтепродуктов в мире имели устойчивые темпы прироста.

В 2005 г. в России добыто 469,6 млн.т нефти, что на 10,3 млн.т больше, чем в 2004г. Глубина переработки нефти в 2005 г. составила в среднем 71%, что позволило получить автомобильных бензинов 34,5 млн.т, дизельного топлива 57,7 млн.т, топочного бензина 43,1 млн.т.

Скачкообразный резкий рост экспортных поставок нефти и нефтепродуктов из России в отдельные годы за счет скрытого экспорта компаний привел к параличу функционирования внутреннего рынка российских приоритетных потребителей. Главной причиной нестабильной работы системы производство-транспорт-потребитель в России является наличие значительного дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке России.

Необходимость роста объемов на внутреннем рынке России диктуется, прежде всего, экономическими соображениями, так как в России, с учетом огромной ее территории и малой плотности заселения многих регионов, применение нефтепродуктов является экономически оправданным способом энергетической безопасности этих регионов.

Рост производства и потребления нефтепродуктов требует совершенствования технологии их распределения, транспорта и хранения.

С начала коммерческого использования нефтепродуктов, их распределение потребителям осуществляется по магистральным нефтепродуктопроводам и транспортными средствами, в основном, в железнодорожных цистернах от заводов-производителей на перевалочные нефтебазы, которые принимают, хранят и отпускают нефтепродукты уже в автоцистернах.

На слайде 2 приведена схема существующей системы распределения нефтепродуктов транспортными средствами.

Нефтепродукты с заводов-производителей (1) поступают по железной дороге в железнодорожных цистернах объемом до 100 м3 (2) на промежуточные сливо-наливные терминалы (3) (нефтебазы), где нефтепродукты самотеком или с помощью насосного оборудования из ж/д цистерн сливаются в резервуары хранилища и хранятся в стальных резервуарах объемом 1000-100000 м3 каждый. На нефтебазах с помощью насосного оборудования нефтепродукты заполняются в автоцистерны (4) и транспортируются оптовому покупателю на автомобильные заправочные станции (АЗС) (5); установки нефтепродуктов (РУН). Слив нефтепродуктов в резервуары оптового покупателя производиться с помощью насосного оборудования покупателя или транспортного средства. С АЗС и РУН происходит розничная реализация нефтепродуктов потребителям в автомобили (6), предприятиям, населению.

Существующая система хранения нефтепродуктов, несмотря на многолетний опыт, имеет ряд существенных недостатков:

  • большие капитальные вложения и эксплуатационные расходы;
  • повышенный риск взрывопожароопасных аварий, происходящих в основном во время проведения сливоналивных операций;
  • загрязнение атмосферы за счет больших и малых дыханий резервуаров;
  • снижение качества нефтепродуктов, по сравнению с заводским, при хранении на нефтебазах.

Статистика аварий, произошедших на нефтебазах и автозаправочных станциях, показывает, что в основном причиной пожаров явилось воспламенение паров нефтепродуктов, образовавшихся в результате утечки нефтепродуктов при проведении технологических сливоналивных операций.

Суть разработанной новой технологии в следующем.

От заводов-производителей нефтепродукты поступают по железной дороге в контейнер-цистернах (К/Ц) на терминалы-накопители К/Ц. При геометрическом объеме одной К/Ц равной 25 м3 и общим объемом хранилища - 2000 м3 , терминал-накопитель сможет содержать 80 контейнер-цистерн. Установка их даже в один ярус займет площадь не более 0,3 га. Площадь под строительство всего терминала не превысит 1 га, в то время как площадь на размещение нефтебазы с равным объемом резервуарного парка (2000 м3) составляет не менее 3 га, т.е. в три раза больше. Инвестиции в строительство такого терминала-накопителя К/Ц (без стоимости земли и железнодорожной ветки) не превысят 40 млн. руб., т.е. в 2,5 раза меньше, чем инвестиции в строительство нефтебазы. При учете стоимости земли, инвестиции в строительство нефтебазы будут превышать инвестиции в строительство терминала-накопителя контейнер-цистерн с равным объемом хранения нефтепродуктов в 3 раза. Поскольку эксплуатация терминала-накопителя К/Ц не требует сливоналивных операций, эксплуатационные расходы на этом терминале будут значительно меньше эксплуатационных расходов и, что не менее важно, риск возникновения аварий будет значительно ниже. Кроме этого сохраняется заводское качество нефтепродуктов, поскольку нет возможности изменить состав бензина, разбавляя его бензином другого состава.

Контейнер-цистерны с нефтепродуктом, находящиеся на временном хранении на терминале-накопителе, транспортируются к оптовому потребителю самогрузным автоконтейнеровозом, который в настоящее время находятся в стадии освоения серийного производства. На слайдах 3 и 4 приведены внешний вид и конструктивные параметры самогрузного автоконтейнеровоза (трейлера). Это полуприцеп с погрузо-разгрузочным гидравлическим устройством, транспортируемый тягачом типа МАЗ и имеющий привод для гидравлики от тягача.

Доставив К/Ц с нефтепродуктом оптовому потребителю самогрузный автоконтейнеровоз разгружает её и забирает, если это необходимо, порожнюю К/Ц. Контейнер-цистерны служат одновременно транспортными емкостями и резервуарами у оптового покупателя нефтепродуктов, например на АЗС, для розничного распределения нефтепродуктов (бензин, дизтопливо) в автомобили. На слайде 5 приведена схема новой технологии распределения (транспорта и хранения) нефтепродуктов.

Разработанная технология распределения нефтепродуктов значительно эффективней и безопасней существующей. Распределение нефтепродуктов (бензина, дизтоплива) от нефтеперерабатывающих заводов до потребителя идет, минуя нефтебазы. Эффективность достигается существенным снижением капитальных вложений и эксплуатационных затрат, отсутствием на терминале насосного оборудования и сливо-наливных операций; заменой ж/д цистерн, резервуаров хранения нефтепродуктов и автоцистерн одним видом оборудования - контейнер-цистернами с автоконтейнеровозами.


Представляем Вашему вниманию книгу Б.С. Рачевского
"Сжиженные углеводородные газы"

В книге показано мировое развитие газовой промышле
нности и, в частности, её подотрасли - сжиженных угле
водородных газов: сжиженных нефтяных газов (СНГ) и сжиженного природного газа (СПГ), а также целесообразность производства и потребления синтетического жидкого топлива (СЖТ).
Подробнее о книге.

Представляем Вашему вниманию нефтегазовое оборудование Группы Компаний "НефтеГазТоп" "Малогабаритная блочно-модульная нефтеперерабатывающая установка Н-150"
Основное предназначение – получение светлых нефтепродуктов (бензин прямогонный, дизельное топливо, топочный мазут ) из нефти, газового конденсата или нефтегазоконден -
сатной смеси для всех климатических зон РФ. Выход продукта 84 т/сут.
Подробнее об установке Н-150.

Архив новостей